На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 558 подписчиков

Свежие комментарии

  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...
  • Владимир Алтайцев
    Вы  ноль  в истории. Не  было такой  битвы на Куликовом поле, дендрологи напрочь отвергли этот бред В 1380  году на м...Мифы Куликовской ...

Безвестный подвиг Тридцатой батареи

Безвестный подвиг Тридцатой батареи

Рассказывает Лев Вяткин:

– ‹…› Почти все немецкие мемуаристы-военные сетуют на сокрушительный огонь неприступного «форта», вставшего на их пути к Севастополю, вступив в невиданную дуэль с гигантской пушкой Круппа.

…Бронебашенную батарею для защиты Севастополя с моря начали строить в устье реки Бельбек в 1912 году.

В конце 1920-х годов командование морских сил Черного и Азовского морей решило завершить строительство. В 1933 году батарея береговой обороны, по мощности залпа равная линкору, вступила в строй. Ей присвоили № 30, командиром назначили выпускника Московского артиллерийского училища капитана Георгия Александера, военкомом – старшего политрука Ермила Соловьева.

Началась Великая Отечественная война. Германское командование рассчитывало с ходу овладеть Севастополем. Но 1 ноября 1941 года, ровно в 12 ч 40 мин, на колонны немецких мотомехчастей внезапно обрушился огневой удар невиданной мощи.

Прибыв в Севастополь, командующий Приморской армией генерал-майор И. Е. Петров оценил исключительно удачное расположение двухбашенной, четырехорудийной батареи Александера, ее «царственный» калибр – двенадцать дюймов – 305 мм, способность вести огонь по кораблям противника и по его сухопутным частям.

В самом конце Великой Отечественной войны в руки советского командования попали описания и чертежи… батареи Александера, сделанные немецкими специалистами. В конце был приложен вывод о том, что «форт русских „Максим Горький-I“ являлся подлинным шедевром военного инженерного искусства и что именно поэтому, в силу своих исключительных качеств смог отсрочить падение Севастополя более чем на полгода».

…Второй штурм Севастополя начался утром 17 декабря после сильной артподготовки. В первую очередь гитлеровцы стремились захватить батарею Александера, поэтому в районе реки Бельбек и Мекензиевых гор разгорелись особо ожесточенные бои. Александер, склонившись над картой, производил необходимые расчеты, после чего командовал: «Изготовиться к стрельбе!»

«Опять появились немецкие танки, – вспоминал участник боев Д. И. Пискунов. – Но тут земля под нами вздрогнула и раздался близкий взрыв огромной силы. Выглянув из траншеи, я увидел, что там, где только что стоял и стрелял танк, уже ничего не было! Лишь падали комья земли и какие-то обломки. Оказалось, что по танкам ударила прямой наводкой береговая батарея Александера».

Под новый, 1942 год стала падать точность и дальность стрельбы, сказался износ стволов. В январскую ночь достали, перевезли на батарею и замаскировали 50-тонные стволы. Но как обновить батарею, если противник всего в полутора-двух километрах от нее? Выход подсказал артиллерийский мастер С.И. Прокуда. Воспользовавшись длинными зимними ночами, батарейцы под его руководством методом «„бурлацкой“ артели», почти вручную, применив небольшой кран и домкраты, всего за 16 суток заменили стволы на «тридцатой». Батарея снова вступила в бой.

Под Севастополь были направлены немецкие орудия сверхбольшого калибра-два типа «Карл» и одно – «Дора». Автор «Севастопольских дневников»генерал-майор А. И. Ковтун писал: «С 30-й батареи доносят, что по ним стреляют невиданными еще снарядами. При попадании одного из них треснул трехметровый бетон. Данные о снаряде вызывают недоумение – длина около 2 м, калибр 615 мм. Теперь понятно, о каком оружии говорили пленные – огромная мортира со снарядом громадной пробивной силы. С батареи доносят, что найдены осколки снаряда предположительно еще более крупного калибра».

Третий штурм Севастополя был особенно ожесточенным. Только на батарею Александера было брошено несколько полков пехоты, не считая саперной роты, оснащенной огнеметами и зарядами для подрыва бронебашен. Артиллерийский огонь был настолько плотным, что в амбразуры беспрестанно залетали раскаленные осколки, вызывавшие пожары и ранившие людей. На седьмой день штурма снаряд одного из «монстров» угодил в башню. Погибли наводчики и замочные, тяжело ранило командира башни. Однако расчет заменили, орудия ввели в строй – и дуэль продолжилась.

Вскоре «Карлы» были сильно повреждены огнем батареи Александера и их вывезли в Германию. Генерал-майор, командовавший «Дорой», счел за благо просить о срочном перебазировании за пределы Крыма…

Однако и силы защитников таяли. Батарею Александера прикрывал батальон морских пехотинцев и минометная батарея лейтенанта Пятецкого. К 12 июня от батальона осталось меньше роты. Сильно поредел и 90-й стрелковый полк, державший фронт близ 30-й.

Положение стало критическим. На общем совете личного состава было принято решение прорываться небольшими группами в горы, к партизанам. Через несколько дней противник опоясал батарею пулеметными точками. Соловьев, руководивший одной из последних групп прорыва, был тяжело ранен.

Александер уходил последним. В подземных галереях оставались только раненые, которые не могли передвигаться, и медперсонал.

24 июня командир попрощался с политруком и вместе с небольшой группой батарейцев через водосток ночью вышел к реке Бельбек. Через несколько дней предатель из местных жителей выдал Александера, и он был расстрелян в симферопольской тюрьме.

После ухода из Севастополя последних кораблей на батарее продолжались подземные бои еще 19 суток! Искалеченные моряки встречали врагов автоматным и винтовочным огнем. Когда же был захвачен центральный пост, старший политрук Ермил Соловьев, не желая попасть в плен, застрелился. Призывы к сдаче и всяческие посулы остались безответными. Тогда гитлеровцы стали нагнетать в подземные сооружения газы. Под землей наступила тишина…

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх