На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 557 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Загадочное древнерусское ругательство, расшифрованное в 2016

Загадочное древнерусское ругательство, расшифрованное в 2016

Какие мягкие ругательства использовали наши предки для выражения легкой степени неодобрения?

(Для высшей степени оного комплект лексики все тот же, за последнюю тысячу лет он практически не изменился. )

А вот излить небольшое негодование на кого-либо можно буквально тысячами самых разных слов.

И далеко не все, как показывает практика, до нас дошли.

Потому что ругательства относительно приличные часто отражают некие исторические реалии.

Эта часть эмоциональной палитры нашего языка куда богаче оттенками ( в отличие от запретного лексикона, ограниченного телесностью), но и выцветает она довольно быстро.

Кто помнит, например, столь популярные в двадцатые годы белогвардейца, контру и даже какого-нибудь кулацкого подголоска?

Только приживется в языке заморский хулиган, получит минуту славы благодаря Есенину и резко разонравится публике, уступая место более живучему "гопнику", который болтается со своими семками в языке уже сотню лет.

С фольклорными ругательствами тоже не все так просто. Стабильность оскорбительного компонента в словах черт и упырь, напримеробманчива: тысячу лет назад эти слова были именами собственными.

В 2016 г в Великом Новгороде была найдена недописанная берестяная грамота, поставившая ученых в тупик.

Текст был следующий:

У Ортемья-посака три берковца...

(Берковец  это примерно 164 кг. Предположительно речь идет о соли.)

Ученых заинтересовали не содержимое закромов Ортемия, а ранее неизвестное слово "посак".

Со временем стало ясно, что ак  это суффикс. Который более чем активно присутствует в современном языке и несет некоторый оттенок пренебрежения:

— Что по математике?
— Трояк.

Заметим, что школьную пятерку не назовешь пятак, потому что уничижение здесь неуместно. А вот пятак как небольшая денежка — пожалуйста. То есть у этого суффикса есть жестко очерченный эмоциональный диапазон.

Также он символизирует некоторую лихость, крутость, прыть: видак, следак, русак, А̶л̶а̶н̶ ̶Ч̶у̶м̶а̶к̶.

И что-то неприятное: червяк, простак, дурак, продолжите сами...

Даже слово рыбак содержало в древности выветрившуюся с течением времени укоризну; стилистически нейтральным было тогда слово рыбарь.

А в современном варианте слова закрепилось, очевидно, единодушное негодование древнерусских женщин, когда их благоверные возвращались с этой разновидности славянской йоги спустя три дня без улова:

—Ну ты и рыбаак...

Итак, "посак"  слово неодобрительное. А образовано оно от слова "посад".

То есть речь идет о городском бездельнике сомнительного рода занятий.

Нашлись и примеры из литературы:

Лет двадцать — двадцать пять назад в Западной Руси слова «хулиган» не существовало, было слово «посадский». В посадах, в слободах оседали люди, вышедшие за пределы классов, не дошедшие до городской черты или перешедшие ее. Городские девушки, во всем подходившие под понятие мещанок, говорили: «Я за него не пойду, он посадский».
Ю. Н. Тынянов. Из записных книжек.
Мы дошли до ночлежного дома. Сели на скамью. Около нас очутились посадские, нищебродная братия, босяки, пьяницы и, может быть, воры и губители
В. А. Никифоров-Волгин. Отдание Пасхи

Правда, в случае с фигурантом берестяной грамоты суффикс "ак" прилеплен скорее на эмоциях. Потому что у босяка и пьяницы не может быть полтонны соли по определению.

Не работает до седьмого пота этот Ортемий, а поди ж ты, столько добра имеет!

В общем, налицо яркая черта нашего менталитета, который не вчера сложился: упорное отрицание необходимости разных форм экономической деятельности.

Селянам казалось, что городские занимаются исключительно пьянством, разбоем и непонятными махинациями.

Сейчас эти настроения видоизменились в популярную идею "собрать всех праздношатающихся по сети блогеров и отправить на кастрюльный завод, чтоб неповадно было", поборники коей упорно игнорируют факт, что блогеры помогают эти самые кастрюли продавать.

Так что не суффикс, а укоряющий вздох...

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх