На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 558 подписчиков

Свежие комментарии

  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...
  • Владимир Алтайцев
    Вы  ноль  в истории. Не  было такой  битвы на Куликовом поле, дендрологи напрочь отвергли этот бред В 1380  году на м...Мифы Куликовской ...

Гобелен из Байё

Ковер из Байё (или Гобелен из Байё) — памятник искусства раннего Средневековья, это вышитый тканый гобелен размером 48÷53 см, длинна около 70 м, на нем изображены сцены подготовки норманнского завоевания Англии и битвы при Гастингсе.

Изготовлен в конце XI века. Сегодня гобелен выставлен в специальном музее в городе Байё (Нормандия), и относится к национальному достоянию Франции.

Из истории

Заказчик ковра (официальная версия)

Одно из самых ранних письменных свидетельств о ковре содержится в описи имущества кафедрального собора Байё, датированной 1476 годом. Имя мастера создавшего этот шедевр не установлено. По традиционной точке зрения, ковер был вышит по велению королевы Матильды, супруги Вильгельма Завоевателя (см. Вильгельм Завоеватель), ее придворными ткачихами. Во Франции ковер получил известность как «Ковер королевы Матильды».

Другие версии

В XX веке была выдвинута другая версия: заказчиком ковра мог быть Одо, епископ Байёнский, брат и один из ближайших соратников короля Вильгельма I.

В качестве подтверждения этой версии приводят следующие факты: на ковре изображены трое из служилых людей епископа, чьи имена также есть в Книге Страшного суда; ковер хранился в соборе Байё, построенном Одо; может быть, ковер создавали именно в те времена, когда возводили собор (1070-е гг.), и, наверное, был предназначен для его убранства.

Гобелен из Байё-1

В случае если заказчиком ковра из Байе в действительности был епископ Одо, его авторами, вероятно, были английские ткачи, потому как основные земельные владения епископа находились в Кенте. Это косвенно может быть подтверждено тем, что некоторые латинские названия на ковре являются производными от англосаксонских, а растительные красители, применявшиеся при создании ковра, были широко распространены именно в Англии.

Есть предположение, что авторами ковра из Байё были монахи монастыря Св. Августина в Кентербери.

Ковер вышит на льняном полотне шерстяными нитями 4-х цветов: фиолетовый, голубой, зеленый и черный. При вышивке применяли технику тамбурной строчки, техника стебельчатого шва, а также простой «набор».

История обнаружения

Ковер обнаружили в конце XVII века в Байё, где он по традиции раз в год выставлялся в местном соборе. Первые репродукции ковра были опубликованы в 1730-х гг. Бернаром де Монфоконом. В период Великой французской революции некоторые республиканцы из Байё хотели сделать из ковра покрытие для повозки с военной амуницией, но один из адвокатов, который понимал ценность ковра, спас его, предоставив другую ткань.

1803 год – Наполеон  вывез ковер в Париж с целью пропаганды планируемого французского вторжения в Англию. Но, когда план вторжения провалился, ковер возвратили в Байё. Там он и хранился в свернутом виде, пока его не захватили представители германской организации «Аненэрбе». Большую часть Второй мировой войны ковер провел в подземельях Лувра.

Гобелен из Байё-2

Описание ковра из Байё

В наше время гобелен из Байё выставлен в специальном музее в Байё, при этом, чтобы избежать ухудшения состояния этого произведения искусства, он хранится под стеклом, а в комнате поддерживается специальное слабое освещение.

Вышитые изображения на ковре, рассказывают историю норманнского завоевания Англии. События разворачиваются в хронологическом порядке и представлены последовательными сценами: отправка Гарольда королем Эдуардом Исповедником в Нормандию; его пленение людьми Ги, графа Понтье, и освобождение герцогом Вильгельмом; клятва Гарольда Вильгельму и его участие в осаде Динана; смерть Эдуарда Исповедника и коронация Гарольда; появление кометы, предвещающей несчастье, над дворцом Гарольда; приготовления Вильгельма к вторжению и путь его флота через Ла-Манш; и, в конце концов, битва при Гастингсе и гибель Гарольда.

Авторы ковра отразили нормандскую точку зрения на события 1066 года. Так, англосаксонский король Гарольд изображается лицемерным, а норманнский герцог Вильгельм — решительным и смелым воином.

Часть ковра длиной около 6,4 м не сохранилась. На ней, возможно, были изображены события после битвы при Гастингсе, в том числе коронация Вильгельма Завоевателя.

Гобелен из Байё-3

Сегодня этот гобелен-документ относится к наиболее популярным экспонатам собора в Байё. К сожалению, шерстяные нитки на протяжении веков несколько выцвели. Но цвета все таки можно различить. Гобелен рассказывает, что почти каждая доска обшивки норманнских судов, участвовавших во вторжении в Англию, была окрашена другим цветом. Не менее резкими цветовыми контрастами отличалась окраска парусов и щитов. Стоит отметить, что в противоположность этому с внутренней стороны все щиты были белые. Если щиты были повернуты внутренней стороной, это означало, что норманны приближаются с мирными намерениями. Впрочем, так случалось весьма нечасто, да и то применялось иной раз только как коварная уловка.

Н. Николаев

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх