Тайны...

7 500 подписчиков

Свежие комментарии

  • Воробей
    - "Чудик аффтор" Его чудность только в том, что он заметил действительно имеющие место сходства между артефактами, ко...3 факта из древне...
  • Федор Тютчев
    Чудик аффтор3 факта из древне...
  • Rustam Kuchkarov
    Ничего нового, "маслократы", обычные "пехотинцы по политике", братва каторжанская их не трогает, они к ним без претен...Как на самом деле...

Тайны русских заговоров: язычество или христианство?

Заговоры, волхование, колдовство, откуда они пришли в народную повседневную жизнь? Где их истоки, что легло в их основу? Если вы считаете, что все понятно и однозначно, то сильно ошибаетесь. На этот счет существуют диаметрально противоположные точки зрения ученых.

В. Васнецов "Встреча князя Олега с волхвом"
В. Васнецов "Встреча князя Олега с волхвом"

Наука или мракобесие?

Как я уже писал в предыдущих статьях, всплеск интереса ко всему народному в России, наблюдался с середины 19-го века. Лучшие гуманитарные умы той эпохи, пытались наперебой разобраться с составляющими фольклора: обрядами, сказками, былинами, заговорами и верованиями. Ученые этнографы, лингвисты, историки и философы посвящали этой модной тогда теме свои труды.

Следует отметить, что русскими заговорами считали не зазорным заниматься такие гранды, как И. П. СахаровВ. И. Даль и конечно, Ф. И. Буслаев требовавший вопреки протестам церкви и власти, признать заговоры одним из видов фольклора. В качестве одного из главных аргументов, он приводил пример Германии, где небезызвестные братья Гримм с единомышленниками, уже проделали ту же работу.

Как известно, у нас в Отечестве ссылка на подобное за рубежом, имеет чуть не мистическую силу, а тем более Германия - "святое" место для многих официальных историков, ведь именно оттуда вышли и "пролили свет знаний" на русскую историю Миллер, Шлецер и Байер.

Ввиду этого обстоятельства, отсылка Буслаева на немецкий опыт, была совсем не лишена смысла и возможно сыграла свою роль.

Знахари на Руси
Знахари на Руси

Сформировались целых три школы, направления изучений заговоров: мифологическая - А. Н. Афанасьев (искавшая смысл, истоки заговоров в мифах и сказаниях), историческая - Александр. Н. Веселовский (уделявшая основное внимание разбору текстов) и психолого - лингвистическая - (внедрявшаяся совсем глубоко в недра языка и его составляющих).

Можно утверждать, что исследованием заговоров занимались с полноценно научной точки зрения и этот факт никак нельзя оспорить.

Активную исследовательскую работу остановил октябрьский переворот 1917 года. Большевики, как известно, были атеистами и всякое народное проявление, не укладывавшееся в учение марксизма-ленинизма, просто объявляли пережитком царизма, без всяких обсуждений и прений.

Следующий всплеск интереса науки к заговорам случился уже после крушения СССР и бурного расцвета различного рода потомственных магов, целителей, знахарей и тому подобной братии.

М. Нестеров "За приворотным зельем"
М. Нестеров "За приворотным зельем"

Колдуны, знахари и ведуны

В 2016 году вышла в свет монография Е. Б. Смилянской "Волшебники. Богохульники. Еретики - Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII века" в которой она представляет практику народных заговоров, как "народное христианство" в некий противовес христианству церковному "синодальному".

Эта точка зрения основана на множественных упоминаниях в заговорах библейских персонажей и христианской специфической лексики. Но этому есть и другое объяснение. В статье Поворотная точка русской истории - религиозный раскол 17-го века я рассказывал о поворотном событии в жизни Русского царства - церковной реформе 1650-ых годов, когда новая царствующая династия Романовых, стала активно продвигать греческий вариант христианства.

Все это вылилось в без преувеличения войну с русским фольклором, в том числе и практикой заговоров. Церковь и новая власть пытались с корнем вырвать из народа прижившийся вариант двоеверия. Под удар попали в первую очередь самые яркие носители фольклора: знахари, баяны (певцы-сказители), скоморохи, офени и так далее.

В частности, А. В. Пыжиков ссылается на известный указ Анны Иоанновны о карательных мерах по борьбе с знахарством (доступен в оцифрованном виде в архиве). Согласно его, применялись наказания вплоть до смертной казни через сожжение, не только непосредственно к знахарям, но и к тем кто к ним обращался по разным надобностям.

Г. Мясоедов "Знахарь"
Г. Мясоедов "Знахарь"

Поэтому вовсе неудивительно, что в заговоры были включены некоторые элементы созвучные христианской лексике, при этом всем, смысл заложенный в текстах остался неизменными. Это дало некоторую возможность легализации знахарского ремесла, без которого в деревне было туго. Как вы понимаете, идти крестьянину с болезнями и бытовыми проблемами было некуда и не к кому. Приспособились.

Интересно, что одни и те же люди назывались знахарями и колдунами, если свой, деревенский, состоящий в общине, значит знахарь. А если чужой, к кому обращались по разным темным делам (свой состоял в круговой поруке и не стал бы ни при каком раскладе вредить внутри своей общины), значит колдун. На таких чужих колунов-вредителей, крестьяне зачастую жаловались, связывая с ними все свои хозяйские беды.

Все знахари имели узкую специализацию, переданную им по наследству. Универсалами считались ведающие, не привязанные к одному месту, так называемые странники, вбиравшие в себя знания многих и многих встреченных ими знахарей. Таких людей часто путают с "бегунами" или беспоповцами, самыми радикальными приверженцами старой веры, но о них речь пойдет в отдельной статье языческой серии.

баба-яга и избушка на курьих ножках в ожидании добра молодца
баба-яга и избушка на курьих ножках в ожидании добра молодца

Язычество или христианство?

Следует особо отметить, что знахарство было отнюдь не просто чтением скороговоркой неких волшебных слов, к каждому наговору готовились, воспроизводя строгие обряды и даже постясь. Такой же серьезный подход применялся и к пению былин, нельзя было просто спеть, как сейчас поют за столом или на завалинке. Это были по сути своей обрядовые действия, со строгой последовательностью и выверенными текстами.

Самым частым упоминанием в заговорах был Алатырь-камень, не имеющий ровно никакого отношения к христианству. Помещали его обычно "на острове Буяне в море-окияне", то есть в священном месте, главном храмовом комплексе славянских Божеств. И даже библейские персонажи сидят на Алатыре-камне, стреляя с него стрелами. Если считать заговоры энергетическими инструментами, то Алатырь - это источник.

Также часто упоминается "чисто-поле", которое можно сравнить с особым состоянием психики, подготовленной (очищенной предварительными постами и обрядами) к внесению некоторых изменений посредством воздействия заговора. Здесь можно вспомнить о жизненной философии славян, основанной на "ветрах" - волновых вибрациях всего сущего. Оно также не связано с церковным (синодальным) христианством.

старуха-знахарка
старуха-знахарка

Есть в заговорной практике, как уже говорилось ранее и библейские персонажи, одним из самых ярких является Богородица-Дева Мария. Ряд исследователей фольклора склонны видеть в нем замененный образ утренней Зари, к которому с особым трепетом относятся в фольклоре. Все наговоры и заговоры ориентированы строго на Восток, туда где восходит солнце, является Заря, накрывающая своим покровом страждущих.

"...Только постигнув древнюю душу и узнав ее отношения к природе, мы можем вступить в темную область гаданий и заклинаний, в которых больше всего сохранилась древняя сущность чужого для нас ощущения мира. Современному уму всякое заклинание должно казаться порождением народной темноты: во всех своих частях оно для него нелепо и странно. Так некогда относилась к нему и наука..." -А. Блок "Поэзия заговоров и заклинаний".

Безусловно, рассуждения и версии на этот счет имеются самые разные и озвученные в данной статье взгляды, не претендуют на единственно верные, но возможно они дадут нам возможность приблизится к лучшему пониманию внутреннего мира наших предков

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх