На территории современного Судана находится относительно немного памятников древности. Эта территория не представляла собой ничего примечательного. С севера она граничила с Древним Египтом, с юга – с Нубией. Здесь никогда не было никакой государственности или какого-то её подобия, поскольку никому из находящихся поблизости цивилизаций эта пустынная равнина возле очередной извилины Нила не была интересной.
Этот факт долгое время казался всем историкам, изучающим Древний Египет весьма странным. Действительно – территория, находящаяся на пересечении торговых путей нескольких государств никем практически не контролировалась. Тем более, что по ней пролегали два самых важных торговых пути Египта на юге: в Нубийское царство и в находящийся на территории современной Эфиопии Пунт. Последний был поставщиком предметов роскоши и религиозного культа для египтян, что для них было весьма важно.
Однако, всё оказалось немного не так, как предполагали египтологи. И в начале 20 века были найдены подтверждения того, что здесь всё-таки что-то было. В 1912 году на севере Судана была обнаружена загадочная скала посреди пустыни почти 100 метровой высоты. Вокруг неё располагались развалины нескольких крупных культовых сооружений, да и сама скала оказалась немного непростой – внутри неё располагались многочисленные ходы, галереи и комнаты.
Систематические исследования этой скалы показали, что к созданию всего храмового комплекса приложили руку египтяне. И доказательств этого было хоть отбавляй – всюду находились различные пластинки с иероглифами, присутствовали настенные изображения. Кое-где даже присутствовали символические пирамиды и сугубо египетские захоронения с мумиями.
Всего было обнаружено примерно 15 различных сооружений и объектов, датируемых от 1 до 5 века до нашей эры и наполненных типично египетской атрибутикой. Но, что странно, датировка сооружений по радиоуглеродному методу не соответствовала тому, что было изображено на стелах и строениях. Обычно, египетские надписи и рисунки повествовали практически всегда о настоящем времени. В очень редких случаях, когда описывались совсем уж эпохальные и важные исторические события, на рисунках при помощи специальных знаков сообщалось, что здесь речь идёт о делах «давно минувших дней». Да и дело не только в этом: главные действующие лица повествований – фараоны и жрецы всегда однозначно ассоциировались с той или иной эпохой.
Руины Джебель-Баркала (что является арабской калькой с его древнеегипетского названия – Священная скала) представляют собой интереснейшее исключение из всей египетской летописи. В них как-бы происходит временной сдвиг. В третьем веке до нашей эры описываются фараоны 18й династии, наподобие Тутмоса 3-го и Аменхотепа, как современники создавших Баркал архитекторов. Их дела излагаются в форме «настоящего времени» и не проводится никаких параллелей с «современными» фараонами, так свойственной древнеегипетским историческим трудам. И всё было бы хорошо, если бы не одно «но»: 18-я династия была отдалена от создателей этих текстов и рисунков более, чем на тысячу лет.
Но и это ещё не всё. Дело в том, что скала Джабель-Баркал расположена в пустыне таким образом, что такое расположение не может не вызывать вопросов. В радиусе нескольких километров вокруг неё нет абсолютно ничего, кроме песка. Да и само её внутреннее наполнение вызывает больше вопросов, чем ответов.
Казалось бы, для египтян, сумевших построить пирамиды и перемолотивших ради этого миллионы тонн известняка, не составит проблему проделать в скале проходы и галереи. Однако, всё оказалось не так просто, как представлялось на первый взгляд. Были найдены несколько десятков попыток начала строительства внутренних помещений в скале, датированных с 17 по 15 столетия до нашей эры. Но строительство началось (и фактически завершилось) только в 15 веке. Почему же на протяжении 200 лет не предпринималось никаких особых мер по его форсированию?
Считается, что храмовые комплексы принадлежали жрецам культа Амона (верховного бога Египта), что, конечно, не удивительно, ведь строительству покровительствовали фараоны. Однако, во время правления Рамзеса 2-го Великого (которое наступило всего лишь через 150 лет после открытия храма), он был заброшен, все ценности были вывезены, и египтяне надолго покинули это место.
Жизнь вернулась в Джабель-Баркал только в 6 веке до н.э., когда Египет был завоёван Ассирией. За неполных 300 лет новой династией было не только восстановлено служение Амону, но и построено примерно с десяток новых храмов и других религиозных объектов… Однако, почему в росписи новых храмов и святилищ ни словом не упомянуты современники, а их главными героями являются личности, жившие почти 1000 лет назад?
Какие могут быть причины подобного несоответствия? Радиоуглеродный анализ очень точен и практически не даёт сбоев. Его принцип прост и проверен многократными исследованиями. Даже самые убеждённые скептики давным-давно убедились в том, что этому методу можно доверять.
Впрочем, исключения бывают. Одно из них происходит в том случае, если образцы были подвержены воздействию некоторых видов радиации. Возможно, египтяне, жившие в то время и в том месте, испытали на себе действие какого-то катаклизма? Такое вполне может быть, поскольку на Земле не раз находились свидетельства если не применения ядерного оружия, то по крайней мере, некоторых факторов его воздействия.
Санскритские тексты, эпосы Индии и Шумеров, библейские рассказы о Содоме и Гоморре – всё это так или иначе напоминает именно применение ядерного оружия. Возможно, такое произошло и в Египте.
Нам действительно очень мало известно, что произошло на стыке 18й и 19й династий Египетского Царства. Это был очень непростой период, поскольку мало кто из тогдашних правителей покидал трон от естественных причин. Страну того времени в прямом смысле лихорадило. Однако, с пришествием новой династии, и её сильнейшего правителя – Рамзеса Великого, все серьёзные проблемы исчезли, и Египет ждали минимум три столетия относительно безбедной жизни.
Не исключено, что подобной смене династий предшествовал серьёзный военный конфликт, в котором было применено какое-то разрушительное оружие. Вполне вероятно, что центром применения его был храмовый комплекс в Баркале.
Исторических свидетельств того времени существует очень мало, возможно, мы никогда не узнаем, что действительно произошло тогда в Джебель-Баркале, но, с другой стороны, исследования этого феномена идут не более нескольких десятков лет. Возможно, разгадка уже близко.
Свежие комментарии