На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 557 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Хазарский каганат и Византия в Крыму

Хазарские племена не были кочевниками. Они издревле жили на территории современного Дагестана, на Тереке и Сулаке, а с III века распространились по всей береговой линии Каспийского моря и в низовьях Волги. Основным их занятием было скотоводство и рыбная ловля.

Со второй половины VI века хазарские племена находились в составе Великого тюрского каганата, созданного в 552 году древними монголами — сяньбийцами, смешавшимися с алтайскими кочевыми племенами. Хазарские племена занимали территорию от прикаспийских степей и от устья Волги до Дона и от Предкавказья до Приазовья. С 650 года, после распада тюрекого каганата, хазарами правила тюркитская династия Ашина, избравшая своей столицей город Семендер на реке Терек в Дагестане. К 800 году Хазария занимала земли между Доном на западе, Кавказским хребтом на юге и Уралом на востоке. Два города — новая столица Итиль, расположенная между Волгой и Ахтубой и Великий Булгар осуществляли транзитную торговлю из Великой Перми на юг. В составе населения большое место стали занимать купцы, а не воины. Во второй половине VIII века в Хазарии появилось большое количество евреев-эмигрантов из Византии, занявшихся торговлей. Хазария и Византия почти всегда были естественными союзниками, ведя долгие войны с арабами и болгарами.

Господство хазар в Северном Причерноморье установилось в середине VII века. Черноморское побережье от реки Кубани до Керченского пролива стало восточной границей Хазарского каганата. В 670 — 679 годах Хазария овладела почти всем Крымом, кроме Херсонеса Таврического. Хазары оставили жителям городов самоуправление, обложив их данью и торговыми пошлинами. Тархан, представитель хазарской власти, находился в Судаке.

Херсонес в течение всего VII века переживал упадок, очевидно в связи с хазарскими набегами на Крымский полуостров. После 692 года в Херсонес был сослан низложенный император Юстиниан II, вскоре ушедший к крымским готам в Дори, а потом к хазарскому кагану. Хазары предоставили Юстиниану резиденцию в Фанагории на Таманском полуострове, из которой Юстиниан по морю уплыл в Симболон (Балаклаву), а оттуда — к болгарам, которые помогли ему вернуть власть в Константинополе. Херсонес попытался ввести самоуправление в городе и в 710 году император Юстиниан II послал в южный Крым карательную экспедицию. Херсонесцы обратились за помощью к хазарам и совместными усилиями разбили византийцев. В результате в Византии сменился император. Им с помощью хазар в 711 году стал ссыльный армянин Филлипик Вардан. Между Византийской империей и Хазарским каганатом был заключен договор, по которому стороны разделили Крымский полуостров между собой: степной Крым стал хазарским, Византии принадлежал южный и юго-западный Крым с Херсонесом. В Крыму уже было пять христианских епархий — Боспорская, Херсонская, Сугдейская, Готская и Фульская.

В течение VIII века Хазария интенсивно укреплялась в степном Крыму. На месте разрушенных ими местных поселений хазары построили свои укрепленные центры — в Фуллах, Доросе, Сюйрене, Кыз-Кермене, у Чуфут-Кале. Хазарские поселения обнаружены на месте античных городов Тиритаки, Мирмекия, Илурата, у села Алексеевки в центре Керченского полуострова, у Коктебеля, Феодосии. На Крымском полуострове расселилась хазарская знать.

В это же время началась интенсивная иммиграция на Крымский полуостров византийских монахов и греков — иконопочитателей из Малой Азии. Крым, бывший окраинной провинцией Византии, представлял собой хорошее убежище от преследований имперского правительства, искоренявшего в тот период монастыри и уничтожавшего иконы. Впоследствии греческое население Крыма составили античные греки — жители греческих городов-колоний, греки средне­вековые, образовавшиеся в результате ассимиляции тавров, скифов и сарматов, спрятавшихся в Крыму от гуннского нашествия, и греки архипелагские, переселенные в Крым по решению российского правительства в конце XVIII века для пограничной службы. В конце VIII века в Крыму бежавшими из Византии монахами были созданы пещерные монастыри и храмы. Наиболее богатым был монастырь Апостолов, построенный в этот период на восточной стороне Медведь-горы. Известны крупный пещерный монастырь в Инкермане, базилика на холме Тепсень в Коктебеле, монастыри в окрестностях Белогорска, у села Терновки, Успенский монастырь у Чуфут-Кале, монастырь Качи-Кольон, Чилтер-Коба. К этому времени в Крыму также появились и «пещерные города», построенные в разное время и сконцентрированные, в основном, в Крымских горах — Мангуп-Дорос, Кырк-Ор или Чуфут-Кале, Каламита-Инкерман, Бакла, Тепе-Кермен, Эски-Кермен, Кыз-Кермен.

Население Крыма, особенно на Керченском полуострове, значительно увеличилось, изменился его этнический состав. Экономическое положение Крыма стабилизировалось, увели­чилось сельскохозяйственное производство, выросла внешняя торговля. Обычный жилой сельский дом VIII века строился на каменном фундаменте из дерева, обмазанного глиной и соломенной крышей. Дом состоял из жилого и хозяйственного помещений с открытым очагом на земляном полу. Подобные дома найдены в Байдарской долине, у рек Качи и Бельбека, у Коктебеля. На Крымском полуострове производилась почти вся нужная населению керамика. В Крыму было несколько гончарных центров — в урочище Чабан — Куле и Канакской балке недалеко от села Морского, над Мисхором, у села Трудолюбовка вблизи Бахчисарая. В Чабан-Куле раскопано более двадцати двухярусных гончарных печей, представляющих собой сложные технические комплексы из обожженных кирпичей размерами до четырех метров в ширину и до пяти в высоту. Произведенные посуда и черепица продавались не только по всему Крыму, но и по всему Северному Причерноморью.

Монастырь в районе Черной речки. (Инкерман)

В середине VIII века политическое положение Византийской империи ослабло и хазары решили расширить свои крымские владения. Хазары, попытавшиеся захватить южный берег Крыма, встретили ожесточенное сопротивление местного населения. Археологическими раскопками в Крыму зафиксированы следы пожарищ и разрушений в большинстве селений предгорного Крыма и его южного берега в этот исторический период. В Крымских горах появились новые поселения, даже в тех местах, где никогда ранее не обитали люди. В 787 году население южного Крыма во главе с епископом Готской епархии Иоанном подняли восстание и освободили столицу Крымской Готии Дорос. Хазары прислали карательный отряд и подавили восстание. Впоследствии готы окончательно перешли под власть Византийской империи в 830 году. В Хазарии шла гражданская война — ей было не до этого. В 832 году к Византийской империи окончательно был присоединен и Херсонес. В 840 году византийским императором Феофилом создана Херсонесская фема — особый военно-административный округ во главе со стратигом. Фема включала земли от Алупки до реки Бельбек и до нижнего течения реки Альмы. Стратиг фемы Петрона создал наемные войска и пограничную стражу. Византийские представители на Крымском полуострове внимательно следили за политической обстановкой в Крыму и в Северном Причерноморье, о которой постоянно докладывали непосредственно императору. Византийская фема просуществовала на Крымском полуострове до конца XI века, когда была реорганизована вся административная система империи.

Скит св. Стефана в Кизилташе

Чуфут-Кале

В 860 году в Крыму продолжительное время находился Константин Философ, будущий Кирилл — создатель славянской азбуки, посланный из Константинополя во главе специальной миссии в Хазарию для участия в прениях о вере.

С VIII века в Крыму началось строительство укрепленных замков — исаров, что на тюрском языке означает «стена, укрепление, замок». Более семидесяти феодальных замков в течение VIII — X веков было построено по всему южному берегу Крыма. Обновились и старые крепости. Большинство исаров находились между Алуштой и Ласпи, на семидесятикилометровой береговой полосе. Была обновлена Алуштинская крепость, построенная еще по приказу Юстиниана II. В пяти километрах к западу от Алушты находился маленький исар Ай-йори. Были замки на горах Демерджи и Кастели. Между Алуштой и Ялтой находилось более десяти крепостей. У Партенита на мысе Плака стоял исар Кучук-Ламбат. Биюк-Ламбат находился в шести километрах к северу от Аю-Дага. У Партенита, Гурзуфа и Аю-Дага также были свои укрепления. Севернее Гурзуфа стоял исар на горе Гелим-Кая. Самый маленький исар — Палеокастрон, находился между Массандрой и Никитой, в семи километрах к северо-востоку от Ялты. В пяти километрах западнее Ялты стоял Учансу-исар. Между Алупкой и Ореандой были укрепления на горах Крестовая, Ай-Никола, Хачла-Каясы, стояли Гаспра-исар, исар у Ласточкина гнезда, исар Харакс на мысе Ай-Тодор, Алупка-исар на горе Крестовой, был исар на месте Воронцовского дворца. На горе Кошка над Семиизом стояло укрепление Лимена-Кале — «крепость у залива, гавани». Между Симеизом и Ласпи у села Оползневое-Кикинеиза стояли Кучук-исар и Биюк-исар. У Ласпи находилось укрепление Ильяс-Кая. Крепость была и в Форосе. Все крепости-исары были построены очень экономно, укрепления устраивались в сочетании с естественными условиями и местным рельефом.

Кроме замков-исаров местных феодалов в Крыму существовали укрепленные поселения-убежища сельских общин, сначала используемые для защиты местных жителей во время войны, а позже превратившиеся в жилые поселки. В го­рах преобладали хижины, крытые дерном, глиной или черепицей с очагом снаружи. На побережье в основном строились двухэтажные дома из бута на глине или известковом растворе с черепичной крышей. Нижние этажи использовались в хозяйственных целях, наверху были жилые комнаты. На побережье встречались и мощные каменные строения в виде башен с толстыми стенами, в которые входили через второй этаж по приставным лестницам. Крымская знать жила в башнях-донжонах замков и крепостей, в больших одноэтажных домах с несколькими комнатами под черепичной крышей с крытыми террасами со стороны двора и высоким каменным забором. Во главе свободных сельских общин средневекового Крыма стояли советы старейшин и местные священники и старосты. Более высокое социальное положение занимали «тимариоты» — землевладельцы, хозяева укрепленных «исаров»и зависимых крестьян. Еще выше были «топархи» и «архонты» — начальники воинских гарнизонов и крепостей, управляющие земельными угодьями. До начала XIII века они подчинялись Византии, а после захвата Византии крестоносцами в 1204 году — владетельному князю Феодоро, бывшему архонту византийской провинции — фемы климатов, который заменил в Крыму византийского стратега. Жители степного Крыма традиционно занимались земледелием, в горах и на яйлах преобладало скотоводство, на побережье — виноделие и виноградарство, морские промыслы. При археологических раскопках в этих районах Крыма найдены сошники, мотыги, заступы, топоры, виноградные ножи, большое количе­ство костей животных, подковы, ножницы для стрижки шерсти, пряслица, ткацкие грузила, тарапаны, кувшины, амфоры, пифосы, фляги, грузила для сетей, якоря, рыболовные крючки. Большинство этих изделий местной крымской работы, что свидетельствует о широком развитии на полуострове строительного дела и основных видов ремесел. Широко представлены также привозные изделия — керамика, амфоры, изделия из кости, стекла, мрамора и металла, иностранные монеты, оружие свидетельствующие о широкой внутренней и внешней торговли в Крыму.

Байдарская долина в Крыму

Георгиевский монастырь близ Севастополя

В середине VIII века известен поход русов с Дона в Крым до самого Судака. Русские племена получили доступ к Черному морю на двести лет.

Словосочетание «Рус» или «Рос» как имя восточнославянского народа, выделившегося примерно с начала V века из общеславянского единства и занимавшего территорию между тремя морями — Черным, Белым и Балтийским, появляется в середине V столетия — в византийских источниках как «Рос», в арабских — как «Рус», Это словосочетание обозна­чает, очевидно, всю древнерусскую народность и, возможно, связано с названием реки «Рось» — притока Днепра. Первый племенной союз славян, известный, как Куявия с центром в районе Киева, был известен уже в VI веке. Приблизительно с VIII века в землях славянского племени полян уже правили собственные князья.

Олег под стенами Царьграда (906 г.)

Территория Древнерусского государства сформировалась в IX — X веках. «Русская земля» занимала территорию от левых притоков Вислы до предгорий Кавказа и от Тамани и нижнего течения Дуная до берегов Финского залива и Ладожского озера. «Русью» называл себя многочисленный народ, живший на этих землях.

Основание в 862 году в Новгороде княжеской династии Рюриковичей, правившей более семи веков, объединение в 882 году под властью Олега новгородских ( Северная Русь) и киевских земель (Южная Русь) — это поворотный момент и точка отсчета исторического времени в судьбах восточных славян. К концу X века Киевская Русь граничила на северо-востоке с Волжской Булгарией, на севере и северо-западе доходила до Балтийского и Белого морей, на западе Русь грани­чила с Польшей, на юге в отдельных местах ее границы доходили до Черного моря, от которого ее отделяли кочевники, жившие в Северном Причерноморье. В степях от Днестра до Днепра жили печенежские племена, к востоку от Днепра находились земля Хазарского каганата. Само течение Днепра не принадлежало никому.

Древнерусские шлемы IX и X веков

Русский дружинник X века

Воин Святослава

В начале IX века богатый иудей Обадия взял власть в Хазарии и сделал иудаизм государственной религией Хазарии. С этого времени хазары стали нанимать военную силу. Хазария в 822 году воевала с мадьярами, в 824 году — с аврами, с 820 года — с печенегами, впервые появившимися в Северном Причерноморье в 889 году и укрепившимися там до такой степени, что в 897 году в причерноморских степях полностью разгромили мадьяр, в то время кочевавших между Доном и Днепром. В 834 году на Дону была построена хазарская крепость Саркел, ставшая опорой Хазарии на западе каганата.

В 939 году вождь русов Игорь взял хазарский город Самкерц, расположенный на Таманском полуострове. Хазарский полководец Песах освободил Самкерц, отбросил русов на север, в 940 году вторгся через Керченский пролив в Крым, взял три греческих города, но остановился у Херсонеса, которого не смог захватить. Истребляя местное население, Песах прошел по южному побережью Крыма, через Перекоп вышелв русские земли, добрался до Киева и обложил древнерусское княжество данью.

Ответный поход на хазар князя Святослава Игоревича на Хазарский каганат начался в 964 году. Вместе со своими союзниками печенежскими и гузскими племенами Святослав в месте впадении реки Ахтубы в Волгу разгромил хазарское войско и взял столицу Хазарского каганата — Итиль, занял и второй город хазар — Семендер, расположенный на Тереке, и, возвращаясь домой, захватил третий хазарския город — Саркел (у станицы Цимлянской), переименовав его в Белую Вежу. Киевская Русь опять стала независимым государством. Хазарский каганат потерял Поволжье, земли у Терека и Дона, оставив за собой Кубань, северный Крым и Таманский полуостров. В результате походов Святослава 965 года и его сына Владимира 981 — 988 года, после создания Тмутараканского княжества, Хазария уже не оправилась и постепенно теряла свои земли по берегам Черного и Азовского морей. В 1016 году сын Владимира Святославича Мстислав с помощью флота, присланного византийским императором Василием в Азовское море, разгромил хазарское войско и взял в плен хазарского военначальника Георгия Цуло, поддержавшего антивизантийский мятеж в Херсонесе. Хазария потеряла весь Крым. Остатки хазар, в конце X века сосредоточившиеся в крымских городах, в 1079 году захватили в Тмутаракани князя Олега Святославича, воевавшего с великим киевским князем Всеволодом. Хазары убили брата Олега и отдали самого князя в Константинополь. В 1083 году Олег Святославич вернулся в Тмутаракань и уничтожил всех хазар. С этого момента хазары больше не упоминаются в источниках.

Великий князь Святослав

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх