На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 557 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Важные исторические факты, которые мы представляем себе совершенно неверно

Вы никогда не задумывались, что то, каким мы видим себе прошлое, могло выглядеть совершенно иначе, чем мы себе напридумывали? И речь идет не о мелких бытовых деталях, а о глобальных вещах, например, египетских пирамидах, греческих статуях или даже облике Иисуса Христа.

1. Пирамиды Гизы первоначально были белыми и сверкающими

Исторические заблуждения - 1

Наши представления:

Пирамиды — чудо античной инженерной мысли. Мы так привыкли восхищаться ими, такими огромными, выложенными из тщательно подогнанных золотисто-песочных кирпичей, что забываем, что всё, что мы видим, — это лишь обломки былого величия. Если бы мы могли увидеть их в те времена, когда их строили, мы бы их не узнали. Они были тогда куда великолепнее.

Реальность:

То, что мы сегодня называем пирамидами, является лишь обнажившейся основой, скелетом сооружения. У древних египтян были сложные ритуалы, посвященные жизни в загробном мире. Они отправляли своих покойников в вечность с богатыми дарами: золотыми украшениями, утварью, драгоценными камнями. Всё это должно было обеспечить комфортную жизнь после смерти. Гробницы фараонов, которые скрываются под пирамидами, тускло мерцали несметными богатствами. Снаружи пирамиды обкладывались известняком, который маскировал кирпичные ряды и создавал впечатление, что пирамида является монолитным камнем без малейшего изъяна.

Такими были пирамиды. Кирпичи из желтого известняка облицовывались плитами из высококачественного белого известняка, отшлифованными настолько, что могли отражать свет. Белые плиты представляли собой кубы с гранями примерно по 1,5 м. Отшлифованная плита весила примерно 15 тонн. Но масса первоначальных глыб часто достигала 40 тонн, а шлифовка и подгонка проходили непосредственно на месте, чтобы добиться идеально ровной поверхности без малейших трещин и выбоин. Не спрашивайте, каким образом египтяне могли доставить столько этих глыб и так тщательно их обработать — современные историки не знают ответа на этот вопрос. Все, что мы можем сказать, — это то, что идеально ровные и гладкие пирамиды сверкали в солнечном свете, как драгоценные камни, и были видны за много километров.

Почему мы заблуждаемся:

Если пирамиды простояли почти пять тысячелетий, то главным образом потому, что были объектом восхищения и поклонения. Художники в разные времена видели разные степени упадка и разрушения величественных сооружений и отразили это в своих картинах. Солнце, песчаные бури, землетрясения сделали свое дело. Немалая толика разрушений возникла из-за деяний человека. Наружные известковые глыбы были изъяты и использованы для строительства мечетей, храмов и дворцов более поздних эпох. Но самый большой вред нанесли охотники за сокровищами и расхитители гробниц. Вооружившись кирками, ножами и взрывчатыми веществами, они без всякого почтения грабили все, до чего могли добраться в XIX — XX веках. Именно поэтому к нашему времени от пирамид остались только сильно потрепанные временем и вандалами развалины.

2. Иисус выглядел совсем не так, как его изображают художники

Наши представления:

Светлые глаза, точеные скулы и длинные волосы (будто взятые из современной рекламы шампуня или бальзама для волос) — именно этот образ встает перед нами, когда мы представляем себе Иисуса.

Это касается не только современности. На картинах эпохи Ренессанса, как, например, на этой, в Станцах Рафаэля (Ватикан), изображен знакомый нам Иисус.

Исторические заблуждения - 2.1

Реальность:

Однако Иешуа из Назарета, человек, которого христиане знают и чтят как Иисуса Христа, больше был похож на уроженца Среднего Востока, потому что… он и был уроженцем Среднего Востока.

Исторические заблуждения - 2.2

Большинство богословских трудов утверждают, что Иисус был как «обычный человек», брат всем людям. Конечно, у него было божественное происхождение, он был избранным, но он также должен был увлечь за собой людей своим примером. А для этого он должен был выглядеть человеком, а не небожителем с идеальными чертами лица и небесно-голубыми глазами.

Слева рисунок современного художника, написавшего портрет типичного человека, жившего в одно время и в одной местности с Иисусом Христом. Конечно, это не портрет самого Иисуса, но похож на него гораздо больше, чем голубоглазый юноша с вьющимися волосами справа.

Исторические заблуждения - 2.3

Почему мы заблуждаемся:

Виновными в массовом изображении Иисуса как европейца следует винить художников Ренессанса — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело.

Именно они стали изображать Иисуса в виде симпатичного грека или итальянца. Это способствовало распространению христианства в Европе, потому что помогало людям ассоциировать себя с подобным себе человеком. В эпоху крестовых походов церковь не хотела лишний раз напоминать людям, что они молятся смуглому еврею.

Впрочем, этим грешили и другие народы. Африканские и арабские христиане изображали Иисуса смуглым и с пышной шапкой кудрявых волос, китайские и японские живописцы добавляли свой национальный колорит.

Исторические заблуждения - 2.4

3. У велоцирапторов были перья

Наши представления:

Если ваши знания о динозаврах-убийцах сформированы иллюстрациями в детских энциклопедиях и, конечно, «Парку юрского периода» Стивена Спилберга, то вы знаете, что велоцирапторы были опаснейшими из хищников и выглядели примерно так.

Исторические заблуждения - 3.1

Реальность:

У них были перья.

Исторические заблуждения - 3.3

Почти, но не совсем. В дополнение к тому, что они были умнее других динозавров, у них было еще кое-что, делавших их еще более усташающими (если, конечно, вы не считаете гигантских умных ящеров страшными и без того!). У них были перья. Впрочем, если учесть, что птицы произошли от одной из ветвей динозавров, ничего особенно странного в этом нет. Велоцирапторы не могли летать. Их перья были больше похожи на мех и использовались для устрашения других динозавров или в качестве брачного ритуала.

Почему мы заблуждаемся:

До тех пор, пока выдающиеся палеонтологи из Американского музея естественой истории и Полевого музея естественной истории нашли следы на костях велоцирапторов, которые свидетельствовали о том, что к ним крепились перьевые стволы, мы понятия не имели о том, что эти злобные ящеры были пернатыми. А открытие это было сделано в 1998 году. Почти через 5 лет после того, как на экраны вышел «Парк юрского периода», намертво запечатлев в наших умах кинообраз велоцирапторов.

Исторические заблуждения - 3.3

4. Греческие статуи были ярко раскрашены

Исторические заблуждения - 4

Наши представления:

Не раздумывая, быстро ответьте на вопрос: что вы воображаете, когда слышите выражение «Древняя Греция»? У большинства людей перед глазами сразу встает образ мускулистого мужчины, лишенного зрачков и одетого в белые одежды.

Скульпторы Ренессанса вырезали множество статуй из мрамора, пытаясь подражать «греческому» стилю.

Реальность:

Однако археологи обнаружили достаточно доказательств того, что древнегреческие статуи были лишь заготовками, которые затем раскрашивались в яркие цвета.

Почему мы заблуждаемся:

Со временем краски стерлись под действием влажности, солнечного света, ветра и естественного износа. А поздние цивилизации ценили красоту минимализма и аскетичность белого цвета, которые полностью соответствовали их идее силы и чистоты в противовес фривольной пестроте ярких красок. Античные скульптуры идеально подходили новым представлениям о прекрасном. А если учесть, что греки обычно ваяли богов и героев, то со временем укрепилось мнение, что столь благородные объекты для изображения могли быть только чистого белого цвета.

5. Статуя Свободы — это современная версия Колосса Родосского

Исторические заблуждения - 5.1

Наши представления:

Статуя Свободы с обломками оков у своих ног — один из самых узнаваемых образов в мире. Этот дар Франции Соединным Штатам считается символом освобождения от колониальных оков, что подчеркивается датой обретения Америкой независимости, высеченной на пьедестале.

Реальность:

На самом деле история статуи уходит корнями гораздо глубже. Задолго до статуи Свободы была изваяна статуя «Либертас» — древнеримской богини свободы, которая точь-в-точь воспроизводит статую Колосса Родосского. Колосс Родосский, одно из Семи чудес света, взирал на гавань Мандраки в городе Родосе (Греция). Статуя Свободы сохраняет не только пропорции и внешний вид грандиозной скульптуры, но также расположена на берегу — на острове Свободы неподалеку от Манхэттена (США).

Исторические заблуждения - 5.2

Работа над Колоссом началась в 292 г. до н. э. Около 12 лет потребовалось скульптору Харесу, чтобы изваять почти 36-метровую статую, которая была впоследствии установлена на 15-метровый пьедестал. Статуя посвящалась Гелиосу — греческому богу Солнца. По легенде этот бог создал сам остров Родос и всячески покровительствовал его процветанию.

Колосс Родосский простоял чуть больше 50 лет, пока разрушительное землетрясение не погубило бронзового гиганта. Но за это недолгое, по меркам человечества, время слава о Колоссе успела распространиться повсюду. Пожалуй, не было ни одного ученого или просто образованного человека в Европе того времени, который бы не слышал о «статуе, указывающей путь к Олимпу» — эти слова были вырезаны на пьедестале Колосса.

А вот изображение Аполлона, древнегреческого бога искусств. К движению Солнца по небосклону он не имел отношения (согласно мифам, солнечной колесницей управлял Гелиос), но олицетворявшего Солнце, солнечные лучи которого символизировали золотые стрелы Аполлона. Присмотритесь повнимательнее: то же выражение лица, те же семь лучей в точно таком же положении. Просто совпадение?

Исторические заблуждения - 5.3

6. Древние воины одевались совершенно не так, как мы себе представляем

Наши представления:

Слишком много исторических фактов и слишком мало наглядного материала делают свое дело. И даже начитанные люди начинают представлять себе прошлое так, как это показывают в исторических фильмах. Вот возьмем, к примеру, ниндзя. Какую картинку вы воображаете себе, услышав это слово? Парней, одетых в черное одеяние, как, например, на картинке ниже?

Исторические заблуждения - 6.1

А викинги? Огромные детины с оглушающим воинственным кличем и, конечно, в рогатых шлемах?

Исторические заблуждения - 6.2

Реальность:

Одним из важных навыков наемного убийцы и тренированного бойца является маскировка. И на поле сражения, и тем более в засаде будет разумнее слиться с окружением, а не одеваться в вызывающую одежду, которая бросается в глаза. Ниндзя были натренированы отслеживать и убивать, а значит, им надо было одеваться в одежду обычных людей — торговцев, монахов, мастеровых и крестьян. Если бы вы хотели незаметно выследить жертву, вряд ли вы бы стали наряжаться в маскарадный костюм, который с ходу выдает вас наемного убийцу.

Исторические заблуждения - 6.3

И даже если они крались в ночи, то обычно надевали темно-синюю одежду, а не черную, которая отлично выдает силуэт на фоне ночного неба.

Вернемся к шлемам викингов. Если бы вы регулярно сражались на поле боя или просто вступали в рукопашные схватки, вы хотели бы носить на себе что-то такое, за что враг мог бы легко вас схватить? Никогда не задумывались, почему настоящие военные носят короткую стрижку, а не замысловатые косички и дреды, будто только что выйдя из какой-нибудь онлайн-стратегии? Викинговский шлем был обычным гладким, его назначением было защищать своего хозяина, а не превращать его в легкую добычу.

Исторические заблуждения - 6.4

Почему мы заблуждаемся:

Черный костюм ниндзя был рожден на театральной сцене. В эпоху театра Эдо, работники сцены и суфлеры одевались в черное, чтобы сливаться с фоном. Режиссеры решили одевать актеров, играющих ниндзя, в такую же одежду, чтобы подчеркнуть их способность к маскировке и внезапным атакам. Образ стал настолько популярным, что дожил до наших дней и перекочевал в современные фильмы о японских наемных убийцах.

Что же касается шлемов викингов, то образ «рогатых» воителей с Севера был всего лишь преувеличением римских и греческих историков. Конечно, художники не могли не подхватить такую колоритную деталь, тем самым увековечив заблуждение.

7. Христофор Колумб не доказал, что Земля круглая

Вернее опоздал со своим доказательством на 2000 лет.

Древние греки уже в VI веке до н. э. знали, что Земля круглая.

Математик Фалес Милетский (624 — 546 гг. до н. э.), по всей видимости, уже обладал общим представлением о форме Земли, потому что сумел предсказать солнечное затмение в 585 г. до н. э.

Фалес Милетский

Также существуют задокументированные доказательства, что Пифагор (570 — 495 гг. до н. э.) и Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.) уже знали, что Земля круглая. Более того, Аристотель даже предоставил доказательство этому на основании лунного затмения и кривизны горизонта, знакомой всем морякам, которые когда-либо наблюдали с берега за приплытием или отплытием корабля.

Эратосфен Киренский (276 — 195 гг. до н. э.), греческий математик, географ и астроном, предоставил достаточно точные размеры Земли, угол оси и расстояние до Солнца, рассчитав их научным способом.

Почему мы заблуждаемся:

Так откуда взялась эта лживая история о том, как вся Европа потешалась над Колумбом и предупреждала его, что все его корабли «попадают с края Земли»? Миф о глупых европейцах, верящих в «плоскую Землю», — не более чем пропаганда, скорее всего, получившая ход после опубликованной в 1828 году биографии Колумба под авторством Вашингтона Ирвинга.

Как любой образованный европеец своего времени, Христофор Колумб скорее всего знал, что Земля имеет круглую форму. Самым большим заблуждением Колумба было то, что он недооценивал размеры земного шара. Мореплаватель думал, что Европа гораздо шире, чем на самом деле, и не соглашался с оценкой Птолемея относительно размеров Азии.

Исторические заблуждения - 7

Будучи относительно молодой страной, Америка XVIII века сильно нуждалась в национальных героях. Освободившись от статуса европейской колонии, они также поспешили отвернуться английских героев прошлых столетий. И выбрали себе этого итальянского парня, работавшего на Испанию и не ладившего с математикой.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх