На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 557 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Мученичество – подвиг или игра на публику

Не существует ни одной религии, боги, пророки или просто последователи которой не совершали бы великих деяний, направленных на благо человечества. Ну, во всяком случае, так это представляется и освещается в «священных» текстах данных религий. Деяния эти были самые разнообразные, однако, среди них весьма показательным явлением является смерть какого-то последователя ради великой цели, на которую он идёт исключительно под воздействием своей веры. Этот феномен и называется мученичеством – презрев боль и страдания умереть ради какой-то идеи.

Впрочем, в зависимости от религии, эта смерть может носить и не связанный с ней характер; просто её обстоятельства подходят под какой-то из канонов этой религии, например, приняв её от руки какого-нибудь отрицательного человека, или исполняя свой долг, ну или ещё как-нибудь.

Христианские вероучения полны таких сподвижников и невинных жертв. Более того, существует целая система классификации видов смертей и соответствующих им «степеней» близости к богу в раю или где-то ещё в потустороннем мире. Фактически признание того или иного человека мучеником производится примерно по тому же алгоритму, по которому происходят собрания с выборами или распределениями тех или иных должностей.

То есть, рассматривается жизнь человека, обстоятельства его подвига, важные факты и действия и коллегиально выносится решение – записать его в мученики или нет. Несмотря на всю нелогичность этой процедуры, только в православии существует около двух сотен официальных мучеников. Католических мучеников несколько меньше, их около полусотни.

Существуют целые культы поклонения мученикам. Для них и про них есть специальные молитвы. Их именами рекомендуют называть детей, родившихся в определённые дни, над местами их гибели возводят храмы. И так далее – тема мучеников является весьма благодатной для различного рода не только духовных дел, но и массы спекуляций вокруг них.

Однако, дело не ограничивается только лишь религией. Свои аналоги мучеников существовали и существуют также политических движениях. В особенности там, где имели место конфликты идей, выливавшихся в войны и другие виды кровопролитий. Человечество ведь не выдумывает ничего нового. Ранее использованные проверенные идеи находят своё применение в самых, казалось-бы неожиданных областях.

С советское время были свои «аналоги» мучеников. Не к ним ли относятся мероприятия, связанные с почтением памяти смерти таких людей, как Зоя Космодемьянская или Александр Матросов? А если вспомнить события августа 1991 года в Москве? Трех жертв мало того, что похоронили со всеми почестями, но ещё и целый год вспоминали в СМИ, как мучеников, отдавших жизни за демократию. А посмотрим на Мартина Лютера Кинга: ему даже памятник в Вестминстерском аббатстве поставили; про день его имени, отмечаемый каждый третий понедельник января, скромно умолчим. И так далее и тому подобное.

Человеческая смерть – явление очень неприятное и ужасное. Однако, и она, как выясняется в случае с мучениками, может стать трендом. И использоваться (даже смерть за веру или идею) может в самых низменных и меркантильных целях. Например, для популяризации того или иного явления.

Но есть ещё один интересный вопрос. Заключается он в том, что далеко не всегда мученичество является актом добровольного пожертвования собой ради какой-то великой цели. То есть мотивация действий того или иного мученика может иметь под собой отнюдь не высокие мотивы.

Этим вопросам посвящено множество работ психологов и результаты их исследований весьма примечательные. Например, исследуя поведение ранних адептов христианства, было замечено очень интересное явление. Когда приговорённому к смерти христианину предлагали отречься от своих взглядов, или его убьют тут же, в тюрьме – большинство отрекалось. Но, если смерть выносилась на общественное обозрение, а римляне, в частности, очень любили созерцать смерти в своих амфитеатрах, то большинство выбирало смерть на арене, а не отречение. Этот факт, впоследствии породивший легендарное выражение «на миру и смерть красна», проходит основной идеей через всё явление мученичества.

В мире существует масса вещей, явлений и категорий, очень сильно друг с другом взаимосвязанных, и друг без друга являющихся бесполезными. Например, нельзя представить себе текст без читателя. Или патрон без винтовки. Каждый из этих предметов без своей «второй половинки» теряет все свои свойства. Нет, можно, конечно, использовать винтовку в качестве костыля, а листик с текстом, как растопочную бумагу, но ведь не для этого они были созданы!

Аналогичная ситуация складывается и с мучениками. Если у акта их пожертвования своими жизнями нет аудитории, то, возможно, и акта мученичества не будет. Но, эту идею можно развить и дальше: а что же мешает создать все условия для «подвига», подготовить, так сказать, почву и либо просто ждать желающего положить себя на алтарь какой-либо идеи, либо подкинуть кому-то мысль всё это осуществить и стать новым мучеником?

А ведь ничего не мешает! И давно уже это происходит в самых разнообразных формах и проявлениях. От массовых суицидов членов каких-либо тоталитарных сект до осуществления сторонниками радикальных форм религий всяческих террористических актов. Более того, например, в некоторых исламских странах существуют, например, целые школы шахидов. Чем они не современные мученики? И не надо думать, что в христианстве всё как-то иначе. Ислам просто более молодая религия и то, что сейчас проходит ислам, христианство прошло 500-700 лет назад. Когда точно так же были массовые самоубийства и террористические акты. Не верится, правда? Тем не менее, это так: к кому, как ни к террористам можно отнести Равальяка, убившего Генриха IV?

Святые и мученики всегда делались на грешной Земле, а не на Небесах. В зависимости от конъюнктуры той или иной временной эпохи была мода на тех или иных мучеников. Иногда это были фанатики, иногда люди, желавшие славы. Были среди них и действительно, искренне верившие в правоту своего дела, и готовые принять смерть ради него. Как бы то ни было, их помнят до сих пор.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх