7 558 подписчиков

• Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...
  • Владимир Алтайцев
    Вы  ноль  в истории. Не  было такой  битвы на Куликовом поле, дендрологи напрочь отвергли этот бред В 1380  году на м...Мифы Куликовской ...

Почему вымерли динозавры? Как это происходило?

Динозавры — относятся к надотряду наземных позвоночных животных, доминировавших на нашей планете в мезозойскую эру — на протяжении более 160 млн. лет, начиная с позднего триасового периода (около 225 млн. лет назад) до конца мелового периода (примерно 65 млн. лет назад), когда большинство из них стали вымирать на стыке мелового и третичного периодов. Ископаемые останки динозавров были найдены на всех континентах.

Как вымерли динозавры (версии)

Падение астероида

В Мексике находится кратер Чиксулуб. Принято считать, что он мог образоваться именно после падения того самого астероида, спровоцировавшего массовое вымирание динозавров.

Непосредственно самим астероидом были вызваны огромные разрушения в районе его падения. Почти все живое в этих местах было уничтожено. А остальные обитатели Земли пострадали от последствий падения астероида. По планете пронеслась мощнейшая ударная волна, в атмосферу были подняты тучи пыли, пробудились спящие вулканы, планета была окутана плотными облаками, которые по сути не пропускали солнечного света. Как результат в разы уменьшилось количество растительности, служившей пищей для травоядных динозавров, а они в свою очередь давали возможность выживать хищным ящерам.

Любители во всем сомневаться скептически относятся к этой версии. Как они считают, астероид не был настолько крупным, чтобы запустить череду катаклизмов. К тому же и до этих событий, и после – с нашей планетой сталкивались и другие подобные космические тела, но до массовых вымираний это не приводило. Версия, что этот астероид мог занести на Землю микроорганизмы, которые стали причиной вымирания динозавров, также имеет место, хоть и не столь вероятна.

Космический катаклизм?

Альтернативной «космической» причиной вымирания динозавров мог стать близкий взрыв сверхновой звезды, вследствие чего на поверхность планеты могли обрушиться потоки смертоносного излучения. Но у этой версии имеются те же изъяны, что и у предыдущей. Кроме этого, следы вспышки, способной уничтожить все живое в радиусе 30 световых лет, современные телескопы с такого малого (по меркам астрономии) расстояния, скорей всего, смогли бы обнаружить даже через 65 млн. лет. Однако в ближайших окрестностях Земли не было обнаружено остатков сверхновых.

Как вымерли динозавры-1

Впрочем, источником радиации не обязательно могла стать звезда. Подобного рода эффект могло иметь, к примеру, временное «отключение» магнитного поля Земли, защищающего биосферу от потоков космических частиц. По непонятным причинам магнитное поле планеты временами в действительности ослабевает и изменяет полярность, исчезая в момент «переключения» полюсов. Но только за последние 5 млн. лет смена полярности происходила 20 раз без каких-то последствий для земных обитателей.

Ураганы

Учеными из Массачусетского технологического института был смоделирован на компьютере другой сценарий вымирания динозавров. Они считают, причиной мог стать мощнейший ураган. Теоретически к нему могло привести нагревание большой площади океанской воды(около 100 км²) до температуры выше 50° С после удара астероида. В таком случае могли возникнуть ураганы, скорость которых доходила до 1100 км/час.

Динозавры еще были способны пережить мощные ураганы, но фатальным для них стало то, что ветер поднимался на высоту до 75 км. В скором времени озоновый слой был разрушен, и смертельное солнечное излучение могло буквально испепелить практически все живое.

Как вымерли динозавры-2

Люди выжгли среду обитания динозавров

По одной из версий, древние люди, разжегшие огонь, могли невольно стать причиной уничтожения животных. Исследование древних ископаемых дает основания предполагать, что животные неожиданно исчезли около 50 млн. лет назад из-за того, что люди выжгли их среду обитания.

Динозавров истребили первые хищные млекопитающие

Согласно этой версии, млекопитающие оказались в большей степени совершенными в плане выживания, им проще добывать пропитание и приспосабливаться к окружающей среде. Основным преимуществом млекопитающих стало отличие их способа размножения от способа размножения динозавров. Последние откладывали яйца, которые не просто было уберечь от тех же мелких зверьков. Ко всему маленькому динозавру было необходимо огромное количество пищи, чтобы вырасти до нужных размеров, а пропитание стало добывать все сложней. Млекопитающие вынашивали потомство в утробе, вскармливали материнским молоком, а в дальнейшем они не нуждались в слишком большом количестве еды. Тем более рядом всегда были яйца динозавров.

Изменение уровня мирового океана

Всего в истории нашей планеты было пять массовых вымираний. Профессор Мэдисон из Университета Висконсина убежден, что их «основным виновником» было изменения уровня моря. Земля образовалась 4,5 миллиарда лет назад, но вода в жидком состоянии появилась на ней намного позднее. Любопытно, что все периоды массового вымирания совпадают со временем резкого изменением уровня мирового океана. Из-под воды начали появляться новые участки суши, в то время как привычные ареалы обитания животных уходили под воду. Соответственно, так же изменялись растительность и климат этих территорий. Ящеры были не в состоянии приспособиться к таким радикальным переменам.

Как вымерли динозавры-3

Интенсивная охота

Существует и такая версия… Многие из ученых считают, что, к примеру, в Австралии люди появились 50–55 тыс. лет назад. А гигантские плотоядные кенгуру, семиметровые ящерицы, сумчатые львы и огромные не летающие птицы вымерли 45–55 тыс. лет назад. Это дало возможность некоторым ученым выдвинуть теорию, что причиной вымирания динозавров, могла стать чрезмерно интенсивная охота. Правда, некоторые полагают, что за столь непродолжительное время невозможно очистить целый континент от такого огромного количества животных.

Болезнь динозавров

Еще одна любопытная версия связана с… болезнью динозавров. Как выяснилось, рак — болезнь не только нашего времени. Ученые, которые исследовали останки недавно обнаруженного тиранозавра, уверяют, что они смогли обнаружить первую окаменевшую мозговую опухоль. Хотя… У животных опухоли можно встретить довольно редко, а если учитывать, что они появляются как правило в мягких тканях, вряд ли опухоль может окаменеть.

Опухоль в виде губчатой массы размерами с небольшой мяч была найдена внутри черепа динозавра, возраст которого оценили в 72 млн. лет. Она могла оказать влияние на способность животного сохранять равновесие, и как результат, могло стать причиной многочисленных ранений и трещин, обнаруженных на скелете.

Ученых заинтересовала необычная масса черного цвета внутри черепной коробки. Исследование показало, что вначале она образовалась из кости, но к черепу она не прикреплена. Исследователи решили, что перед ними внескелетная остеосаркома — разновидность опухоли, которая может образовываться в мягких тканях. Опухоль рядом с областью, которая отвечает за равновесие и точность движений. Вероятно, именно в результате этой опухоли динозавр получил так много повреждений. Это животное скорей всего умерло от своих болезней. Кроме опухоли у него была переломана и инфицирована бедренная кость и разорвано сухожилие, раздроблена левая ключица, ко всему, берцовая кость имела сильные повреждения и происходило нагноение нижней челюсти. Также обнаружили смещение позвонков в хвостовом отделе.

Как вымерли динозавры-4

Появление токсичных растений

Первые цветковые растения, называемые покрытосеменными, появляются в окаменелостях задолго до падения астероида и прямо перед тем, как динозавры стали постепенно исчезать. Профессор и эволюционный психолог Гордон Гэллап со своим бывшим студентом Майклом Фредериком, ныне работающим в Университете Балтимора утверждают, что по мере развития растений и развития токсической защиты животные не переставали употреблять их в пищу, несмотря на желудочно-кишечные расстройства. Хотя имеется неопределенность в отношении того, когда цветущие растения стали ядовитыми и сколько времени могло потребоваться для распространения.

Ученые отметили, что их появление совпадает с постепенным исчезновением динозавров. В результате токсичность растений в сочетании с неспособностью динозавров ассоциировать вкус определенных продуктов с опасностью могло привести к тому, что их популяция уже резко сократилась на момент падения астероида.