На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 557 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nodar Chincharauli
    Шутничёк самоубийчечка ?И  как это у людишек получается игнорировать собственных Создателей и тонутЬ в собственной лж...Прошлые жизни. Ре...
  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...

Взрыв в Галифаксе

1917 год, 6 декабря – в 9 ч 6 мин по местному времени в порту Галифакс (Канада) в результате столкновения с норвежским судном «Имо» («SS Imo») взорвался военный транспорт «Монблан» (Франция).

Трагедия унесла, по одной из версий, около 2 тыс. человеческих жизней; 9 тыс. людей были серьезно ранены; более 2-х тыс. пропали без вести; было полностью разрушено 1630 зданий, 25 тыс. городских жителей остались без крова. Материальный ущерб составил 35 млн. канадских долларов.

Из истории

«Монблан», был построен в 1899 году в Англии и принадлежал французской судоходной фирме «Компани женераль трансатлантик». Судно было длинной — 97,5 м; шириной — 13,6 м; вместимостью — 3121 т; имело осадку – 4 м и было оснащено трехцилиндровой паровой машиной. Корабль был куплен французской фирмой, а когда началась Первая мировая война, его сделали военно-транспортным судном.

Предыстория

1917 год, 25 ноября – в Нью-Йорке его загрузили пикриновой кислотой 2300 т; 35 т бензола в бочках; ящиками с 200 т тротила; и 10 т пироксилина. Британское адмиралтейство велело капитану Эме Лё Медеку проследовать в канадский порт Галифакс и ждать там пока сформируется английский конвой, под защитой которого ему следовало пересечь Атлантику и доставить военный груз в порт Бордо (Франция).

Ход событий

6 декабря – утро было морозным и ясным, видимость была отличная. «Монблану», который стоял на внешнем рейде канадского порта, было передано, чтобы он заходил в гавань и ожидал дальнейших указаний командования. Эме Лё Медек отдал команду сниматься с якоря. Тем временем норвежское крупнотоннажное грузовое судно «Имо», под командованием капитана Хокона Фрома, выходило из порта в открытое море.

Взрыв в Галифаксе 1917 (1)

Французское судно же приближалось к боковому заграждению с противолодочными сетями и минными полями. Проводил корабль Френсис Маки (Francis Mackey), шотландец по происхождению, который проработал лоцманом 24 года и не имел в послужном списке ни единой аварии. Он издалека увидал «Имо», который, стараясь разминуться с американским судном, шел наперерез «Монблану».

Тут капитаны «Имо» и «Монблана» не смогли понять друг друга и стали маневрировать, с любезностью уступая один другому фарватер, в самом узком месте пролива. Неуклюжие маневры вышли из-под контроля, корабли неотвратимо сближались, расстояние между ними составляло уже 50 м. Однако каким-то чудом они оказались параллельно друг другу правыми бортами на расстоянии 15 м. Казалось, угроза столкновения миновала. И тут случилось непредвиденное: оба судна дали задний ход, а потому как штурвал норвежцев оставался положенным на левый борт, то при работающей полным задним ходом машине его нос отвело вправо – прямо в корпус французскому пароходу.

Столкновение и пожар

Форштевень норвежцев продырявил трюм «Монблана» чуть повыше ватерлинии и высек при этом сноп искр. От удара содержимое бочек потекло на палубу, искры воспламенили бензол, и судно со взрывчаткой было охвачено пламенем. Попытки справиться с огнем закончились неудачей, открыть заржавевшие кингстоны, чтобы затопить горящий корабль и предотвратить взрыв, также не удалось. Экипаж из 40 человек начал спешно спускать спасательные шлюпки и эвакуироваться, не ожидая, пока судно взорвётся. Команда благополучно высадилась в одной миле от горевшего транспорта на побережье Дартмута. (Погиб лишь один матрос, который во время взрыва получил смертельную рану в спину).

Покинутый полыхающий корабль, подхваченный приливным течением, стал дрейфовать к причалам. На городских набережных по обеим сторонам пролива начали собираться толпы зевак. Сотни людей смотрели из окон, многие забирались на крыши домов, фабрик, заводов, надеясь получше разглядеть происходящее. Они даже не подозревали, что в корабельных трюмах притаилась страшная угроза. Об этом знала лишь команда и несколько высших военно-морских начальников.

Взрыв в Галифаксе 1917 (2)

Взрыв. Последствия взрыва

Команда вельбота с крейсера «Хайфлайер», ничего не подозревая о взрывоопасной начинке «Монблана», закрепила трос на его корме, и буксир «Стелла Марис» стал оттаскивать горящее судно в открытый океан – подальше от города и людей. И в это время дьявольский груз взорвался; его мощность по силе равнялась взрыву атомной бомбы. Столб черного дыма и пыли взметнулся на высоту 3-х км и завис над городом на 15 мин. Десятки кораблей в гавани пошли ко дну или получили сильные повреждения. На крейсере «Хайфлайер» ударная волна разворотила бронированный борт, снесла рубки, трубы, мачты и все баркасы. Больше 20-ти человек из его команды погибли и свыше 100 получили ранения.

Крейсер «Найоб», водоизмещением 11 тыс. тонн, был выброшен на берег, словно щепка, а стоявший в сухом доке норвежский пароход «Ховланд» был почти полностью разрушен вместе с доком. Главный виновник чудовищной катастрофы – «Монблан» – разлетелся на множество кусков. Полутонный фрагмент его якоря улетел на 3 км. Стальной кусок шпангоута весом примерно с центнер забросило на 22 км. Четырехдюймовую пушку нашли с расплавленным наполовину стволом на дне озера Албро в 2-х км от порта.

Кирпичные и каменные здания, не говоря уже о деревянных постройках, стоявшие по обеим берегам пролива Те-Нарроус, в галифакских районах Ричмонде и Дартмуте, были стерты с лица земли. В городе не осталось ни одного целого оконного стекла, как минимум, 500 горожан потеряли зрение, пострадав от осколков. Вылетели даже окна в г. Труро, что расположен в 30-ти милях от Галифакса. Полуразрушенный город был засыпан обломками. С неба падали не только куски разорвавшегося судна, но и железо, бревна, кирпичи домов, камни со дна пролива (взрыв обнажил дно – вода под пароходам будто расступилась).

Повсюду полыхали пожары, 1800 зданий лежали в руинах, 1200 домов были серьезно повреждены. Многие улицы превратились в кладбища. Деревья вывернуло с корнями, мосты, водонапорные башни, трубы на заводах, линии электропередач рухнули в одино мгновение. В особенности досталось Ричмонду – северному району Галифакса, расположенному на склоне холма. Там, кроме жилых домов, производственных и складских зданий, контор, церквей было разрушено три школы из 500 учеников в живых осталось только 11 человек. Также рухнуло здание протестантского приюта сирот, похоронив заживо под каменными обломками его обитателей. От ударной волны на многие километры вокруг начали звонить страшным звоном церковные колокола…

 

 

Взрыв в Галифаксе 1917 (3)

После взрыва в проливе Те-Нарроус образовался водяной вал высотой до 5-ти метров. Кратковременным цунами было выброшено на берег десятки судов, в числе которых был и «Имо»: без трубы, с изогнутыми мачтами и частично снесенными надстройками. На нем погибли капитан Фром, лоцман Хэйс и 5 матросов (в начале 1918 г. «Имо» был снят с мели и отбуксирован в Нью-Йорк, где после ремонта переименован в «Гивернорен». Через 3 года в Антарктике он наскочил на камни и утонул.) Берега были усеяны поврежденными баржами, шхунами, катерами и лодками. По воде плавало множество обломков и трупов. Поползли слухи, что катастрофа явилась результатом действий германских диверсантов, высадившихся с подводной лодки.

Спасательные работы

Спасательная операция началась почти сразу же после взрыва. Военно-морским командованием было организовано несколько отрядов для помощи пожарным в тушении огня, а также для извлечения людей из-под завалов. В первые дни были отмечены случаи мародерства и разграбления складов и магазинов, повсеместно был нарушен «сухой закон», введенный в военное время. Правительство постаралось уменьшить количество жертв «галифакского ада», как в последствии называли газетчики эту трагедию. Согласно официальных данных, в городе было ранено около 9-ти тыс. человек и погибло 1963 человека (по данным 2002 г., было опознано 1950 человек). В действительности гробовщики выполнили больше 4 тыс. заказов.

Со всех концов Канады, Америки и других стран в Галифакс направлялась помощь. Целыми составами и пароходами доставлялись продукты, медикаменты, теплая одежда, палатки, печки, стройматериалы, инструменты, механизмы и др. Приезжали хирурги, врачи-окулисты, медсестры, строители. Несмотря на мировую войну во многих странах проводили сбор пожертвований для разрушенного Галифакса. Удалось собрать 30 млн долларов, а отстраивать город и порт пришлось еще не один год.

Взрыв в Галифаксе 1917 (4)

Расследование

1917 год, 13 декабря – в уцелевшем здании городского суда было начато расследование причин трагедии. Суду было понятно, что изначальной причиной невиданной доселе катастрофы явилось столкновение пароходов в проливе Те-Нарроус. Были допрошены капитан «Монблана», лоцман, команда. С норвежской стороны показания давались рулевым и старшим штурманом, т. к. капитан и лоцман «Имо» погибли во время взрыва. Согласно версии старшего штурмана, его судно отошло влево от оси фарватера, чтобы разойтись с американским грузовым пароходом, шедшим им навстречу, а тут французский корабль сам подставил свой борт под удар.

Спустя несколько дней следствия удалось выяснить, что у норвежского судна вообще не было официального разрешения на выход из порта. Капитан «Имо» мог получить его лишь у капитана третьего ранга Фредерика Виятта, отвечавшего за безопасное движение судов на внутреннем рейде. Сам Виятт считал, что никакой опасности столкновения судов в проливе Те-Нарроус никогда не отмечалось: даже гигантские лайнеры «Мавритания» и «Олимпик» не раз здесь расходились.

Взрыв в Галифаксе 1917 (5)

Суды

У Лё Медека не было почти никакого шанса выиграть дело потому, что он был француз, а в те времена в Канаде их не любили. Многие канадские французы не хотели воевать с немцами на стороне Англии. Слова «французский канадец» тогда звучали как «изменник».

1918 год, 4 февраля – верховный судья Канады Драйздейл объявил решение суда. В 13-ти пунктах обвинения всю вину за «галифакский ад» возложили на капитана «Монблана» Эме Лё Медека, лоцмана Френсиса Маки, а также капитана третьего ранга Фредерика Виятта (F. Evan Wyatt), которого обвинили в том, что он не предупредил городских жителей о возможности взрыва.

Никто из судей не обвинил в трагедии Британское адмиралтейство, которое отдало приказ капитану «Монблана» стать на якорь в бухте Бэдфорд в ожидании выхода из порта английского конвоя. Если бы набитое взрывчаткой судно ожидало попутчиков на внешнем рейде Галифакса под охраной канонерских лодок, то, встреться он даже с немецкой торпедой, город не пострадал бы.

Взрыв в Галифаксе 1917 (7)

1918 год, март – нашумевшее дело вновь заслушали в Верховном суде Канады. Французский синдикат капитанов дальнего плавания подал прошение морскому министру государства о защите капитана Лё Медека. Спустя год он и лоцман Маки были освобождены из-под стражи и обоим были возвращены судоводительские лицензии. Через несколько лет международный суд, разбиравший иски двух судоходных компаний, пришел к выводу, что в столкновении виноваты оба корабля в равной степени.

Лё Медек служил в морской фирме до 1922 г. Через 9 лет за заслуги перед родиной и в связи с уходом на пенсию он получил высшую награду Франции – орден Почетного легиона.

 

В. Скляренко

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх