На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 558 подписчиков

Свежие комментарии

  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...
  • Владимир Алтайцев
    Вы  ноль  в истории. Не  было такой  битвы на Куликовом поле, дендрологи напрочь отвергли этот бред В 1380  году на м...Мифы Куликовской ...

Легенда о «Черном Принце»

Эта легенда родилась еще в XIX в., а свои окончательные очертания обрела в далеком 1923 г. В один из холодных зимних дней в ОГПУ пришел инженер В.С. Языков, всем своим видом он напоминал сумасшедшего изобретателя — худой, в длинном, не по сезону легком пальто, из-под которого выглядывали поношенные штиблеты, в широкополой шляпе, натянутой на уши, с ветхим портфелем под мышкой. В этом портфеле находилась канцелярская папка с исписанными листами — доказательство существования клада, что покоится на дне Черного моря со времен Крымской войны. Языков с упорством собирал сведения о нем аж с 1908 г.

Катастрофа

…В начале Крымской войны британское правительство зафрахтовало для перевозки войск и амуниции в Крым более 200 торговых судов, принадлежащих разным частным компаниям. Среди них был и фрегат «Принц-регент» — один из первых в мире железных винтовых пароходов. 1854 год, 8 ноября — в составе английского каравана он прибыл на рейд Балаклавы. Спустя несколько дней над Крымом пронесся ураган невиданной силы.

«Принц» лишился якорей. Капитан приказал рубить рангоут, чтобы меньше кренило. Такелаж, упавший за борт, намотало на винт, и фрегат понесло на скалы. По прошествии нескольких минут «Принц» оказался на дне — вместе с грузом медикаментов, снаряжением на сотни тысяч долларов, первым полевым электрическим телеграфом и подводным аппаратом, предназначенным для расчистки входа в Балаклавскую бухту. Позднее поползли слухи, что на борту «Принца» находились и немалые денежные средства.

Легенда о золоте

Чем больше времени проходило после гибели «Принца», тем ярче разгоралась легенда о золоте, хранившемся в его трюмах. Лондонская «Таймс» вначале сообщила, что пароход затонул с 500 тыс. франков, которые якобы предназначались для уплаты жалованья английским солдатам и морякам, потом сумма увеличилась до 5-ти миллионов фунтов стерлингов. Количество золота и серебра росло почти в геометрической прогрессии. В конце XIX столетия уже говорили о сокровищах, которые оценивались в 60 миллионов швейцарских франков (особенности соотношений валют того времени не позволяют объективно оценить стоимость клада). А с течением времени людская молва даже переиначила название корабля: так вместо «Принца» появился «Черный Принц».

В поисках золота «Принца»

Слухи о затонувших сокровищах сразу взбудоражили общественность. Уже в первые годы после заключения мирного договора начались поиски останков «Принца». 1875 год — французские ныряльщики буквально просеяли через сито дно Балаклавской бухты, нашли около 20-ти затонувших судов, но «Принца» среди них не было. 1901 год — пришла очередь итальянцев. Экспедицию возглавил изобретатель глубоководного скафандра Джузеппе Рестуччи. Спустя несколько дней итальянские водолазы смогли найти корпус большого корабля. Они подняли со дна якорь, подзорную трубу, винтовки, куски железной и деревянной обшивки, но никакого золота не нашлось. Итальянцы ушли из бухты в 1903 г., однако через 2 года возвратились, чтобы продолжить поиски в другом месте. Они обнаружили еще одно затонувшее судно, но золота на нем опять не оказалось.

Корабль Черный Принц-1

Первая мировая война, а затем Гражданская надолго остановили поиски сокровищ. 1922 год — один ныряльщик-любитель достал со дна моря у входа в Балаклавскую бухту несколько золотых монет. Так вновь появился интерес к золоту «Принца». Как всегда в таком деле, не обошлось без предложений, поступивших от буйных сумасшедших, обративших избытки скопившейся у них энергии в сферу изобретательства и рационализации. Некий энтузиаст из Феодосии, выступая в местной печати, уверял, что «Принц» лежит на дне самой бухты, и для того чтобы достать сокровища, необходимо перегородить бухту плотиной, а воду откачать, после чего золото можно будет вывозить тачками.

Мысли о сокровищах, скрытых под водой, не давала покоя и Инженеру В. Языкову. Он объединил свои аналитические способности с талантом другого инженера — Е. Даниленко, изобретателя подводного аппарата. Отчаявшись найти понимание у местной власти, уставшей от бесконечных «изобретателей и рационализаторов», они в конце концов решились пойти в ОГПУ — к самому Ф. Э. Дзержинскому.

ЭПРОН

Дзержинский с большим интересом отнесся к идее инженера Языкова. У органов ГПУ уже имелся опыт работы по поиску сокровищ в послереволюционной России. Но в проекте Языкова всесильного шефа тайной полиции больше всего заинтересовало не столько мифическое золото «Принца», сколько вполне реальная возможность начать серьезные подводные работы по подъему кораблей, затонувших в годы Первой мировой и Гражданской войн. Десятки судов — настоящий склад дефицитного в то время металла — буквально усеяли морское дно вдоль побережья Черного и Балтийского морей. Только в Черном море их насчитывалось более 350-ти единиц! Ну и конечно, если при этом водолазам удастся найти какие-то ценности, молодая республика Советов не будет против этого возражать… Так было положено начало Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН).

1923 год, март — ЭПРОН начала свою деятельность. Специально для нее по проекту Е. Даниленко был создан глубоководный аппарат, у которого была «механическая рука», был оборудован прожектором, телефоном и системой аварийного подъема. Экипаж аппарата состоял из 3-х человек, воздух подавали по гибкому шлангу. Один участник экспедиции, К. Павловский, позднее вспоминал:

«Нас было около 30-ти, первых эпроновцев, а в распоряжении экспедиции — испытанный снаряд Даниленко, баржа „Болиндер“ с лебедкой и буксирный катер. Нам казалось, что найти „Принца“ будет не так уж и сложно: он был единственным железным кораблем, погибшим в том урагане. Подходы к Балаклавской бухте разбили на квадраты, и начали поиск. Дно моря было сплошным кладбищем деревянных кораблей. Вначале мы проходили мимо остатков из мореного дуба, цепей, якорей, мачтовых поковок, но кто-то предложил заняться попутно подъемом всего ценного, что встречалось на пути. В конце концов операции эти до такой степени развились, что понадобилось увеличить число водолазов и образовать специальную подъемную группу».

Корабль Черный Принц-2

Прошли весна, лето и осень 1924 г. Все погружения были безрезультатными. За 2 месяца работ водолазы подняли на поверхность сотни кусков железа разной формы, части обшивки борта с иллюминаторами, несколько ручных гранат и неразорвавшихся бомб, медные обручи от бочек, фрагменты паровой машины и т. д. И никакого намека на золото…

К тому времени проект инженера Языкова уже обошелся государственной казне почти в 150 тыс. руб. В Балаклаву прибыли ревизоры — в кожаных куртках, с маузерами. Часть руководства ЭПРОНа надолго была отправлена в северные районы страны — на лесоповал. Дальнейшая деятельность по поиску золота «Принца» была признана нецелесообразной, и все усилия ЭПРОНа с того времени были обращены на подъем затонувших судов со дна морей и рек.

А что же с золотом «Принца»?

Последней его пыталась искать японская фирма «Синкай когиоесио лимитед». Ее представители обратились с ходатайством к советскому правительству о разрешении работ по поиску сокровищ «Принца» и предлагали не только погасить затраты, произведенные ЭПРОНом, но и поделить ожидаемую прибыль (миллион рублей золотом) пополам.

Японцы начали работы летом 1927 г. Взорвав массу подводных скал, промыв и просеяв через сито тысячи тонн песка, истратив около 300 тыс. долларов, фирма подняла со дна Балаклавской бухты несколько вилок и ложек белого металла, подковы, саперные лопатки, лошадиные кости, офицерскую саблю, амбарный замок, галошу с датой выпуска «1848 год» и… 7 золотых монет времен Крымской войны с изображением профиля английской королевы Виктории. После этого энтузиазм искателей сокровищ в значительной мере уменьшился. Впрочем, неорганизованные ныряльщики, желающие разбогатеть, продолжают обшаривать дно Балаклавской бухты, но об их успехах пока ничего не слышно.

Где же оно, золото «Принца»?

В этой истории обращает на себя внимание один характерный момент: сокровища «Принца» искали все кому не лень: русские, французы, итальянцы, японцы, даже, говорят, немцы и норвежцы. Кроме… кроме тех, кому, собственно говоря, это золото принадлежит по закону: англичан.

Английское правительство с редким хладнокровием отнеслось к потере «астрономической» суммы, якобы находившейся на борту «Принца», и все последующие годы оставалось безучастным наблюдателем в истории поисков сокровищ. Любопытно, почему? Не потому ли, что британцам, в отличие от всех других, был отлично известен истинный характер груза, отправившегося на дно Балаклавской бухты вместе со злосчастным «Принцем»?

Кстати, список товаров, находившийся на борту «Принца», вовсе не является секретом: его опубликовали еще 16 декабря 1854 г. на страницах лондонской газеты «Иллюстрейтед Лондон ньюз»: «36 700 пар шерстяных носков, 53 тыс. шерстяных рубах, 2 500 постовых тулупов, 16 тыс. простынь, 3 750 одеял, 150 тыс. спальных мешков, 100 тыс. шерстяных рубашек, 90 тыс. пар фланелевых кальсон, 40 тыс. одеял, 40 тыс. непромокаемых шапок, 40 тыс. меховых пальто, 120 тыс. пар сапог». Безусловно, все это имущество стоило немалых денег, но от экспедиции, отправленной в Балаклавскую бухту на поиски бесславно погибших фланелевых кальсон, вряд ли можно было бы ожидать успеха…

Н. Непомнящий

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх