На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тайны...

7 558 подписчиков

Свежие комментарии

  • Евгений Мещеряков
    Я не верю что здесь  написано. Пускай Мауро Бильино представит 100% представит перед научным миром даказательства о с...По утверждению пе...
  • Влад
    вставлю свои "5 копеек" вы же обратили внимание на вырезку (не знаю откуда , может старая газета?) там указана дата р...По славянскому ле...
  • Владимир Алтайцев
    Вы  ноль  в истории. Не  было такой  битвы на Куликовом поле, дендрологи напрочь отвергли этот бред В 1380  году на м...Мифы Куликовской ...

Василиск - реальность или миф?

 

Этот вид ящериц, близкий к игуанам, достаточно широко распространен в природе. Огромный рот, морщины вокруг глаз, длинный зубчатый гребень, протянувшийся вдоль спины, и нарост за затылком делают это существо похожим на древних доисторических ящеров. 

Его же удивительная способность бегать по поверхности воды с давних времен вызывала у людей чувство мистического страха. Именно благодаря своей необычной внешности и единственной «сказочной» способности эта ящерица была названа в честь своего мифического тезки василиском.

Кровь горгоны

Одно из первых упоминаний о мифическом василиске относится к I веку до нашей эры. Тогда Марк Анней Лукан в своей исторической поэме «Фарсалия», повествующей о войне между Цезарем и Помпеем, рассказывал о том, что все змеи Ливии - аспиды, парки, двухголовые амфисбены, аммодиты и василиски - произошли из крови горгоны, взгляд которой обращал живые существа в камень. Самым ядовитым считался василиск, дыхание которого превращало в гниль растения, взгляд его раскалывал камни и убивал птиц, летевших высоко в небе. Уже в I веке нашей эры историк Плиний Старший, описывавший в своей «Естественной истории» реально существующую небольшую ядовитую змею желтого цвета стремя похожими на корону утолщениями на голове, сохранил за ней все мифические свойства василиска: способность к прямохождению, убийственный взгляд и ядовитое дыхание.

Начиная с IV века, когда христианство уже укрепилось в Западной Европе, образ василиска становится неотъемлемой частью обширного пантеона демонической нечисти. Это произошло во многом благодаря латинскому переводу Библии, сделанному Иеронимом Блаженным, в котором василиск был упомянут дважды. С этого времени образ коварного змея начинает подвергаться существенной трансформации в трудах ученых-богословов. Так, уже в VII веке автор «Этимологии» Исидор Севильский писал, что род василисков пошел из яйца, снесенного семилетним петухом в теплую навозную кучу, и высиженного жабой. Итальянский натуралист XVI века Улиссе Альдрованди описывает василиска как существо с восемью ногами, покрытое чешуей. На старинных гравюрах, фресках и картинах этот мифологический персонаж предстает то змеей с петушиной головой, то желтым петухом с большими колючими крыльями, телом жабы и змеиным хвостом...

Даже в конце просвещенного XIX века французский оккультист Папюс упоминает в своих книгах по магии ужасного василиска, подвергая, впрочем, сомнению его общепринятый внешний вид. С ним в своей работе «Вульгарные ошибки, или Исследования многих догм и прописных истин» соглашается и сэр Томас Браун, который считал сформированный веками в народном сознании образ василиска весьма неестественным и противным живой природе, что вполне может поставить под сомнение вообще сам факт существования этого создания.

Русский василиск

По мнению ряда историков и этнографов, миф о василиске в России имеет дохристианские корни. В этой связи даже приводится известное языческое предание о Вещем Олеге, умершем от укуса змеи, вылезшей из черепа любимого коня князя. Некоторые ученые выдвигают гипотезу того, что в первоначальном варианте этой легенды рассказывалось о том, что полководец умер вовсе не от укуса змеи, а от смертоносного взгляда василиска.

Также дохристианские корни имеет и предание о том, что это существо появляется из яйца, снесенного петухом. Согласно древнерусским поверьям, один раз в пятьдесят лет (по другой версии - в сто) бывает, что петух приносит уродливое яйцо, называемое спорышком. Из этого спорышка в положенное время появляется на свет нечисть, способная принести людям зло. В древние времена это существо называлось мехун (или мяхун), однако примерно с XII-XIII века, согласно христианской традиции, за ним прочно закрепляется имя василиск. У новгородцев и псковитян считалось, что если спорышек в течение шести недель под мышкой проносит девственница, то вылупившийся василиск станет выполнять все ее приказы. Во Владимире, Твери и Суздале бытовало поверье, что колдуны подкладывают такое яйцо под обезглавленную курицу, которая, обездвиженная, но не потерявшая жизненных сил, положенное время высиживает его. Когда же василиск появляется на свет, он пожирает курицу и начинает верой и правдой служить тому человеку, который первым попадется ему на глаза.

В Чернигове в конце XIV века возникла легенда о том, как одна колдунья долгое время не могла заполучить спорышек. Однако, встретившись однажды ночью с чертом, она выведала у него секрет того, как завладеть желанным яйцом. Для этого колдунья нашла в деревне самого старого петуха, посадила его в подпол и шесть недель кормила просом, выросшем на кладбище. Вскоре петух снес спорышек, однако колдунья проявила неосторожность, и вылупившийся из уродливого яйца василиск своим взглядом убил ее...

Со временем использование спорышка в черной магии в различных областях России стало столь популярным, что в XVI веке царь Иван IV даже издал специальную грамоту, в которой под страхом смертной казни запрещалось укрывать яйца, снесенные петухом. А обо всех ставших известными похожих случаях необходимо было немедленно докладывать воеводам или старостам.

Африканский буалу и австралийский интичаума

Миф о змееподобном монстре, убивающем взглядом, имел распространение не только в странах Западной Европы и России, но и во многих других регионах мира. Представители некоторых племен Восточной Африки, населяющих берега озера Виктория, верят в ящероподобное существо, появляющееся из воды и способное не только быстро бегать, но и летать. Это существо, именуемое буалу, будто бы извергает из своих пустых глазниц языки пламени, убивающие все живое.

Старейшины племен, живущих на территории современного Конго, считают, что некоторые колдуны способны создать страшное существо с головой петуха и крокодильим туловищем, вылепив из глины яйцо и подложив его в крокодилью кладку. К наступлению очередного новолуния из глиняного яйца вылупляется «крокодилий царь», питающийся не плотью, а душами живых существ. Даже слоны, тигры и львы оказываются беззащитными перед этим существом, один взгляд которого лишает их чувств. Находя иногда в саванне трупы крупных животных, африканцы верят в то, что их убил крокодилий царь.

Давние корни вера в существо, напоминающее василиска, имеет у австралийских аборигенов. В Северном Кимберли до наших дней сохранилось большое количество наскальных рисунков, возраст которых колеблется от пятисот до двух с половиной тысяч лет. Помимо традиционных для австралийцев сцен охоты, ритуальных способов размножения человека, видов животных и растений, археологи неоднократно находили рисунки существа, напоминавшего василиска, каким его было принято изображать в европейской мифологии.

Даже в наши дни коренное население Австралии верит в то, что интичаума - длинношеий петух - живет в дуплах старых деревьев, издавая звуки, отдаленно напоминающие уханье совы. Чтобы уберечься от смертельных чар интичаумы, направляющиеся в дальний путь аборигены часто берут с собой петуха, считая, что его кукареканье способно отпугнуть эту нечисть...

Несмотря на многочисленные легенды и предания самых разных народов мира, связанные с василиском, это существо было и остается одним из самых спорных в христианской демонологии. Некоторые богословы видели в нем земное воплощение дьявола, алхимики считали василиска единственным носителем свойств легендарного философского камня, полагая, что его сожженная шкурка способна превращать неблагородные металлы в настоящее золото. В XX веке существование василиска начали ставить под сомнение даже в церковных кругах. Однако память людская по-прежнему сохраняет его страшный образ, ассоциирующийся с нечистью, способной убить человека одним лишь взглядом.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх